Введите текст для поиска

Подписаться на рассылку новостей

Чувство собственной важности

Автор:
Татьяна Олейникова
Чувство собственной важности
Чувство собственной важности

Поговорим  о чувстве собственной важности, которое мы очень часто упускаем из вида  на пути и в процессе самопознания.

Мы все пишем картину своей жизни на холсте фоном которого является чувство собственной важности. Этот фон  ЧСВ настолько прочно и глубоко вошел в наши чувства и мысли, что мы воспринимаем его, как неотъемлемую часть нас самих. В связи с этим, нам самим довольно сложно отследить ЧСВ и очиститься от этих программ. Потому что, только расставшись с ЧСВ мы становимся неуязвимыми.

Именно поэтому выслеживать чувство собственной важности трудно, еще труднее избавляться от него. В данной статье рассматриваются способы выслеживания чувства собственной важности, способам избавления от него посвящена отдельная статья.

К настоящему моменту мне известны 5 вполне рабочих (опробованных) практик, позволяющих выслеживать чувство собственной важности (ЧСВ).

Практики нестандартных поступков типа: «Соска», «Прогулка с ботинком» и т.д. здесь не рассматриваются. Отчасти потому, что они уже описаны, отчасти потому, что не являются в прямом смысле практиками выслеживания, а являются, скорее, практиками провоцирования ЧСВ. Практики нестандартных поступков — это способы моделирования трудных для себя условий, в которых легко и отчетливо проявляется ЧСВ, по сути — это способы использования одной из составляющих сталкинга — социального взаимодействия. К подобным провоцирующим практикам, несомненно, относится и практика использования мелочных тиранов.

Здесь же пойдет речь именно о практиках самовыслеживания, так называемых внутренних практиках, использование которых предполагает наличие хоть какого-то свободного осознания и элементарного опыта самовыслеживания.

Все ниже описанные практики — это результат моего опыта, а точнее, попытка его формализовать и систематизировать. Говоря проще — это слова описывающие, то, что я делала, и то, что мне помогало выслеживать ЧСВ, это действительно работает.

К настоящему времени у меня нет для этих практик названий, поэтому просто буду обозначать их номерами 1, 2, 3, 4 и 5.

Итак, приступим к рассмотрению практик выслеживания ЧСВ.

 

Практика 1.

1. В каких ситуациях проявилось ЧСВ?

2. Как проявилось?

Смысл практики в том, чтобы почаще задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Вот и все. Это действительно очень простая практика.

Обратите внимание, до сих пор так и не было упомянуто, что же такое чувство собственной важности? Каким образом можно выслеживать неизвестно что? На самом деле одной из важнейших целей практик выслеживания ЧСВ как раз и является его изучение. Ответ на вопрос, что такое ЧСВ, появляется в процессе его выслеживания. И появляется не сразу и не вдруг, а скорее, все глубже и глубже постигается (в соответствии с развитием осознания и опыта самовыслеживания).

Это важный момент, необходимо не только отслеживать ЧСВ, но и изучать его. Естественно, это предполагает и творчество, и исследование. Если вам все эти исследования не очень интересны, тогда лучше забудьте о пути воина. Это относится не только к выслеживанию ЧСВ, это относится ко всему пути.

Почему? Объяснение этому очень простое, в процессе пути воина добывается внутреннее знание, которое никаким другим способом, кроме как непрерывным и тщательным изучения себя самого, не добыть. В лучшем случае можно сориентировать внимание (текстом или устным комментарием) на том месте, «где нужно копать», но «копать и искать» все равно придется самому.

На самом деле ситуация не настолько сложна, как кажется на первый взгляд, примерное представление о том, что такое ЧСВ, дается в книгах Кастанеды. Например: «…ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу…» или «ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты — единственный на земле, кто живет неправильно» (Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»). Комментарии дона Хуана, разъясняющие некоторые аспекты чувства собственной важности, совершенно конкретны и недвусмысленны.

Если собрать все цитаты из книг Кастанеды относительно ЧСВ, то материала для осмысления и практических шагов будет более чем достаточно. Так что отправная точка есть, все что необходимо — это углублять и конкретизировать понимание ЧСВ, и самое главное — делать все это через призму собственного опыта, добывать то самое внутреннее знание.

Через несколько лет подобного выслеживания (т.е. применения практики №1), я выявил за собой несколько довольно характерных проявлений ЧСВ. Сейчас, оглядываясь назад, не могу назвать подобное представление о ЧСВ абсолютно точным и адекватным, но тогда для меня это был шаг вперед, и мне это действительно помогло.

Читая описание (приведенное в том виде, в котором оно появилось в свое время), делайте поправку на время и свой опыт. Возможно, у вас будут какие-то свои проявления ЧСВ.

 

Наиболее типичные проявления чувства собственной важности

1) «Синдром гуру»

2) Споры

3) Оправдания

4) «Обратите на меня внимание»

5) Стеснительность

6) Раздражение

7) Мстительность

8) Ложная скромность

9) Заискивание

10) Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей

11) Реакция на «плохой/хороший»

12) Героизм

13) Сомнение

14) Сожаление

15) Самолюбование

16) «Кто всех круче?»

Подробнее:

1) «Синдром гуру»

Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на «путь истинный».

Еще такой вариант — «да я это знаю лучше тебя». Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.

2) Споры

Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.

Причина спора — попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения. Попытка защиты — это неуверенность в себе.

3) Оправдания

И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше. Оправдания — это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой «светлый образ», «доброе имя» и т.д.

Часто оправдания — боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.

Типичный шаблон оправдания: «Ты плохой» — оправдание. «Ты плохой» — человек воспринимает в отношении самого себя после:

1) своих же слов, действий;

2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).

Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.

4) «Обратите на меня внимание»

Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.

Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках сказать что-то «веское», «умное», «смешное». Покрасоваться перед людьми. Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания — «а знаете, я тут недавно…»).

Синонимы — «рисовка», «дешевые понты». Более благозвучные названия — самопрезентация, самореклама. «Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня». Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить — это ЧСВ.

Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например — расположение, интерес «нужных людей») — это стратегия, а есть «дешевые понты» — это уже ЧСВ.

5) Стеснительность

По симптомам прямо противоположна «обратите на меня внимание». Возникает от неуверенности в себе. Очень часто сочетается с «обратите на меня внимание», в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).

6) Раздражение, гнев, ярость

Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.

Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.

7) Мстительность

Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью. «Ах, ты мне так, тогда я тебе так» — «ответить ударом на удар».

Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и «вот тебе, на, получи…». Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.

Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: «ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…», на уровне головы это вообще может не проявиться. Просто «вдруг» возникает какое-то желание «ударить» человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.

Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: «восстановить справедливость», «отстоять правоту», «наставить на путь истинный».

8) Ложная скромность

Выражается в неспособности принятия комплиментов. «Да нет, ну что вы…». Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).

9) Заискивание, раболепство

Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления — страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение «важного человека».

10) Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей

Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих — «Вот идиоты, придурки» и т.д.

Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к «Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно». Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: «Хотя кто я такой, чтобы судить других». Или так: «Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично».

Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.

«…Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает… Ты сам должен быть безупречным человеком… … Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…»

11) Реакция на «плохой/хороший»

Реакция на «плохой» — раздражение, обида, оправдания.

«Плохой» может восприниматься после фраз, имеющих смысл: «Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь». «Полный придурок». Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.

Реакция на «хороший» — удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: «Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества». Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых — это повышение своей значимости, во-вторых — появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

12) Героизм

Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного им идиотизма.

Образ героя в своем лице — это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их «тупостью», «заблуждениями» и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.

Борьба воина — это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину — это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде «титанических усилий» и попыток прорыва в «светлое завтра» — это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

13) Сомнение, озабоченность, страх

Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом («Получится ли? Успею ли?»), внешностью («А хорошо ли я выгляжу?»), отношением к себе людей («Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Как-то он на меня косо посмотрел», «Интересно, я понравился ей, понравилась ему?») и т.д.

Более легкая форма озабоченности — ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.

Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен («Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно», «Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь»).

Еще очень характерное проявление ЧСВ: «ожидание оценки» — ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

14) Сожаление, самобичевание

Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.

Очень характерно сожаление проявляется в случае — «я обидел человека». Потом идет «я плохой».

15) Самолюбование

Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов («синдром гуру»), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант — «скромный» гений .

Вариант самолюбования: «Взгляд глазами другого человека» (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

16) «Кто всех круче?»

Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования («я лучший», «я самый первый», «мы их сделали») и извращенные соревнования — «кому из нас было трудней?» («… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …»).

Практика №1 естественным образом приводит к ответу, что же такое ЧСВ? Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что ЧСВ можно рассматривать через такие составляющие как 1) эмоциональные ловушки; 2) стереотипы восприятия и поведения; 3) принципы и закономерности работы внимания. Собственно, именно это понимание привело к появлению практики №2.

 

Практика 2.

1. В какую эмоциональную ловушку я попал?

2. Какой стереотип сработал?

3. В какой ситуации это произошло?

Опять же смысл практики в отслеживании и регистрировании этих 3-х моментов. Полезна также письменная фиксация результатов выслеживания, естественно, при наличии времени и возможности это сделать. По крайней мере, такая возможность всегда появляется в конце дня, когда мы обычно возвращаемся домой.

Тоже достаточно простая практика выслеживания ЧСВ. С тем лишь дополнением, что она предполагает наличие некоторых «полочек», по которым раскладывается ЧСВ. По мере изучения своих «любимых» эмоциональных ловушек и стереотипов, практика выслеживания ЧСВ приобретает более осмысленный и результативный характер. Знание эмоциональных ловушек и стереотипов позволяет через некоторое время отслеживать сам момент их зарождения и уничтожать их, пока они еще не набрали силу, т.е. «пресекать на корню», «вытаскивать хворост из-под котла» (стратагема 19).

Принципы и закономерности работы внимания здесь не предлагаются к выслеживанию, по одной простой причине — чтобы не усложнять практику. Того, что написано, вполне достаточно, если учесть, что выслеживание происходит в реальном режиме времени — «здесь и сейчас», и, как правило, речь идет о долях секунды реагирования на появление ЧСВ. Хотя, конечно, никто не мешает использовать эту практику в режиме «там и потом», спокойно перепросматривая события дня.

Подробнее узнать об эмоциональных ловушках и стереотипах восприятия и реагирования можно в соответствующих статьях. Нужно лишь отметить, что в рамках этой практики особенный интерес представляют те стереотипы, которые прямо и непосредственно приводят к попаданию в эмоциональные ловушки. Еще раз обращаю внимание на то, что собирать и изучать стереотипы и эмоциональные ловушки нужно, прежде всего, свои — индивидуальные.

 

Практика 3.

1. Установки

2. Реакция

3. Ожидание

4. Устремление

5. Отношение, оценка

Выслеживание чувства собственной важности происходит по пяти вышеперечисленным областям.

Эта практика появилась, как естественное желание понять и разобраться глубже, что же такое чувство собственной важности.

При всей полезности и простоте практики №2, определенно, есть проявления ЧСВ, которые явно не укладывались в модель ЧСВ, описываемую эмоциональными ловушками и стереотипами, либо укладываются, но с большой натяжкой. Собственно, практика №3 дает более точный и детальный анализ ЧСВ. Это ее несомненное достоинство, есть, конечно, и недостатки — о них чуть позже.

Смысл применения этой практики можно описать следующей аналогией: есть какое-то сложное многомерное образование ЧСВ, мы берем и проецируем его на 5 плоскостей (установки, реакция, ожидание, устремление, отношение) и детально изучаем полученную проекцию. Практика показывает, что ЧСВ, если оно имело место быть, не ограничивается каким-то одним проявлением (внешним или внутренним), но имеет сложный комплексный характер, как правило, затрагивающий все 5 изучаемых областей, т.е. проецирует себя на все плоскости сразу. Впрочем, проецирует себя на каждую из плоскостей в разной степени выраженности, т.е. определенные ситуации ЧСВ легче и отчетливее видны на каких-то отдельных плоскостях.

Разберем простой пример. В качестве рабочего материала — одно из проявлений ЧСВ.

Итак, пример. Вы оставляете какие-то сообщения на форумах — ответы на чужие сообщения, свои соображения и т.д. Как правило, вы считаете их достаточно интересными, полезными и, безусловно, глубокими по содержанию . Потом вы начинаете ждать ответ на свои сообщения. Через каждые 5-10 минут заходите в инет, чтобы проверить, не было ли ответа на ваш пост. И чем дольше не было ответа, тем больше вас это напрягало. Испытываемые чувства в те моменты: нервозное ожидание, раздражение, разочарование, иногда даже обида (если на сообщения так и не отвечали).

Естественно, это не были истерики, а так, легкая степень проявленности данных чувств, но, тем не менее, они были. Особенно неприятно было, когда ваши сообщения вообще игнорировали. В эти моменты появлялись мысли примерно такого содержания: «или я оставил очень умное сообщение, и его просто никто не понял, или какое-то очень глупое, на которое народ вообще решил не отвечать, или просто меня игнорируют».

Думаю, этого уже достаточно для того, чтобы разобрать применение практики №3.

1. Установки или убеждения. Обычно это несознаваемые и слабоосознаваемые правила, которые у каждого есть в голове. В данном случае несколько установок, непосредственно связанных с чувством собственной важности, могли иметь следующее содержание: «обычно я говорю умные мысли», «на мои умные мысли и речи люди должны реагировать», «когда на меня не реагируют, значит, что-то здесь не так». Обратите внимание, все эти убеждения непосредственно затрагивают «Я», т.е. интересующие нас установки (касающиеся ЧСВ) так или иначе будут крутиться вокруг «Я», своей личности, своей самооценки, своей самоидентификации и т.д.

Естественно, что все эти соображения относительно моих установок — не более чем гипотеза, которую можно и нужно проверять в других ситуациях. Если перечисленные выше установки имеют место быть в различных ситуациях (не ограничивающихся одним лишь примером с форумом), тогда с некоторой степенью вероятности можно предположить их действительное наличие.

Часто установки выражаются в виде самоограничений, т.е. «можно вот это и это, а это нельзя», в виде «мне надо», «мне нужно», «я должен» и т.д. (об этом уже шла речь в статье «Второй принцип сталкинга»).

2. Реакция. Это достаточно очевидный момент, я среагировал на эту ситуацию, она меня зацепила. Если бы мне было «параллельно», отвечают ли на мои сообщения или нет, то, естественно, никакой реакции, связанной с чувством собственной важности, и не было бы.

Если вспомнить про стереотипы, то в данном случае был весьма наглядный и что характерно, стабильно повторяющийся стереотип «меня игнорируют — раздражение, разочарование, обида» (повторяющийся не только в этой, но и других ситуациях). На самом деле, здесь конечно больше, чем один стереотип реагирования, здесь также присутствует несколько стереотипов восприятия: «мои умные сообщения», «меня игнорируют», но в контексте данной практики их уместнее рассматривать в области 5 — отношения и оценки.

3. Ожидание. С ожиданием здесь тоже все достаточно очевидно. Разбор данного проявления ЧСВ демонстрирует мое ожидание того, чтобы «меня заметили и обратили на меня внимание». Естественно это тоже относиться к ЧСВ. И ровно также в центре внимания я сам. Синонимом ожидания является желание. Уместно вспомнить здесь известное изречение Будды — «желания порождают страдания», в нашем случае — вышеописанную реакцию.

4. Устремление или побуждение. Здесь ситуация несколько сложнее. Также, как и в случае с установками, мы можем только строить предположения, опираясь на смутные ощущения адекватности и объективности интерпретации. Как мне представляется, в данном случае проявляются устремления: «произвести собой впечатление», «продемонстрировать свои знания», «донести свою умную мысль».

Обратите внимание, устремление «произвести собой впечатление» является, в общем-то, довольно распространенным в нашем обществе, но проявляется оно у всех по-разному и проявляется в зависимости от интересов и приоритетов. Если взять, к примеру, женщин (в основной своей массе, хотя, конечно, есть и исключения), то подобное устремление конкретизируется у них в области внешнего вида, косметики и одежды.

Для меня, например, значимой является область знаний, и, соответственно, мои устремления, касающиеся ЧСВ, так или иначе связаны с моими интересами, в данном конкретном случае проявляется в виде устремления «продемонстрировать свои знания».

Естественно также, что ожидания и устремления связаны самым непосредственным образом, т.е. устремляясь куда-то там , мы, естественно, что-то ожидаем.

5. Отношение, оценка. Здесь вроде бы все достаточно очевидно: «мои умные сообщения», «меня игнорируют» — это и есть оценка и отношение к происходящему, и опять в центре внимания я сам.

Еще стоит отметить, что основной причиной подобных «залетов» является слишком серьезное отношение к самому себе.

Описанный выше анализ — «разложение по полочкам» — и есть способ применения этой практики. Она тоже работает и дает неплохие результаты, однако у нее есть и минусы. Собственно минус один — она довольно громоздкая в плане оперативного реагирования в режиме реального времени. На нее нужно время и достаточный интеллектуальный ресурс. Нужно время, чтобы «пораскинуть мозгами», и нужно умение это делать. Надеюсь, что со вторым у вас все в порядке, с первым же… Это хорошо, когда есть свободная минутка-другая времени и можно проанализировать ЧСВ в соответствии с вышеприведенной схемой. А если нет? Тогда нам поможет практика №4.

 

Практика 4.

Выслеживание чувства собственной важности через отслеживание любого из следующих проявлений:

 «выдвигание себя на первое место»;

 «слишком много себя»;

 «слишком серьезное отношение к себе».

Это метафоры, которые очень точно описывают наличие ЧСВ. Смысл практики в том, чтобы регулярно проверять себя на наличие любого из выше перечисленных проявлений.

Пишу эти строки и понимаю, что рациональных аргументов не хватает, просто попробуйте сами.

В тот момент, когда вы хотя бы смутно почувствовали за собой ЧСВ (вроде есть что-то, но что не понятно), попробуйте оценить свое состояние — мысли и чувства на предмет соответствия с любым из этих трех проявлений («выдвигание себя на первое место», «слишком много себя», «слишком серьезное отношение к себе»). Обычно они присутствуют все, хотя, может быть, какое-то из них будет более заметным и очевидным в конкретной ситуации.

Эта практика весьма эффективна и проста в использовании, единственное, что требуется для ее успешного применения, это некоторый опыт самовыслеживания.

Если не получается, попробуйте предыдущие практики. В этой статье они расположены в порядке возрастания необходимого для их использования осознания и опыта самовыслеживания.

Практика 5.

Суть практики заключается в том, что окружающий мир и люди, с которыми мы встречаемся, отражают нас самих. Точнее сказать, в них можно разглядеть нас самих. Как это сделать?

Начать нужно с того, что весь окружающих мир — ситуации, события, случайные встречи, люди, нас окружающие — служит своего рода зеркалом, в котором отражается внутренний мир человека. А еще можно сказать, что наше окружение — это своеобразная проекция мира внутреннего на мир внешний.

Здесь стоит немного углубиться в психологию. В этой науке есть такое понятие как проекция. Это понятие часть важного психологического механизма, главная цель которого — защита самооценки человека. Как это работает в нашем случае? Очень просто. Допустим, практикующий решил избавляться от чувства собственной важности. Естественно, что это не происходит сразу. У этого человека есть декларация и есть реальность, не соответствующая этой декларации. Естественно, проявляя собственную важность, этот человек будет испытывать неприятные чувства, потому что его действия не соответствуют его декларации о намерениях.

Что происходит дальше? Если человек продолжает испытывать неприятные чувства, понимая, что его действия неправильны и неприемлемы для него, то его самооценке наносится значительный урон, что чревато психосоматическими расстройствами, депрессиями, неврозами и т.д. Как поступает мудрый организм?

Правильно, включает защитные механизмы, в данном случае, механизмы психики. Первое и самое простое, что может произойти — это вытеснение нежелательного, травмирующего впечатления в глубины подсознания, но не тут-то было. Мы же практикуем сталкинг, и свет осознания безжалостным лучом высвечивает все неприглядные стороны нашей психики.

Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что происходит это не только у тех, кто практикует сталкинг, иначе бы психологи не обнаружили защитный механизм проекции. Механизм проекции очень прост. Заметив за собой что-нибудь неблаговидное и не успев это вытеснить, человек прибегает к следующему хитрому маневру: на бессознательном или слабоосознаваемом уровне происходят примерно следующие рассуждения: «Не только я испытываю чувство собственной важности, но и другие испытывают его. Я не одинок в своих недостатках. Более того — у других они выражены сильнее. Значит, у меня чувство собственной важности меньше, а следовательно, я лучше других». Таким образом, человек восстанавливает свою самооценку и спасает себя от множества неприятных переживаний.

Естественно, что вместо чувства собственной важности можно подставить в эту формулу любое чувство, которое человек не принимает в себе, чувство от которого он хотел бы избавиться, но пока не избавился.

Как это проявляется внешне? Да очень просто. Человек особенно болезненно реагирует на те поступки и действия других людей, которые он сам за собой признавать не хочет либо признает, но преуменьшает их наличие и проявленность. Это может выражаться в излишней внимательности и критичности к чужим ошибкам и недостаткам. Народная мудрость на этот счет говорит: «в чужом глазу соломинку замечает, а в своем бревно не видит».

Забавно, что примеры подобного реагирования на кастанедовских форумах не редкость. Не только регулярно находятся борцы с чужим чувством собственной важности (даже звучит как-то странно , но и находятся те, кто заявляет после очередного разоблачения чужой важности — «У меня, типа, есть чувство собственной важности, но у меня оно маленькое, а вот у тебя оно ОГРОМНОЕ».

Однако это еще не все, есть еще один момент, который следует учитывать. Одним из защитных механизмов психики является агрессия. Встречая угрозу или препятствие, люди реагируют по-разному. В определенных ситуациях они проявляют агрессию, у кого-то это более выражено, у кого-то менее.

Хорошо это заметно, когда кто-нибудь мешает нам или обвиняет нас (угрожает нашей самооценке). Это идеальные условия для того, чтобы спровоцировать у нас агрессию в виде раздражения. Если это происходит, то, естественно, что это тоже чувство собственной важности, только причины его породившие другие. Нет смысла искать в этот момент что-то общее с этим человеком, к проекции это не имеет никакого отношения. Хотя принцип зеркала работает и здесь, сама ситуация является зеркалом.

Теперь предлагаю вернуться к вопросу о том, почему мы имеем то, что заслуживаем? Слово «заслуживаем», не совсем корректно. У меня, например, в голове сразу возникает образ неких запредельных сил, всемогущих, мудрых и внимательных к нашим человеческим делам. Все проще. На самом деле никаких заслуг нет, но определенно есть что-то близкое к этому. Мир каким-то чудесным образом согласуется с нами. Согласуется с нашими мыслями, чувствами, образом жизни, отношением к себе и окружающим. Как это происходит? На этот счет есть несколько объяснений. Одно из самых очевидных (в контексте мироописания, изложенного в книгах Кастанедой) и самых непонятных (в виду отсутствия способности к видению у подавляющего большинства) — работа намерения и внимания, наверняка, формирует какой-то определенный тип энергообмена с окружающей средой, что значительным образом влияет на событийные и причинно-следственные связи мира для конкретного человека. Мир как бы согласуется с ним. Жизнь к нам поворачивается той стороной, которой мы сами к ней повернуты.

Хочу предложить еще одно описание, которое раскрывает суть рассматриваемого вопроса с несколько иной стороны. Цитата из книги: «Окна в мир тренинга», авторы: И.В. Вачков, С.Д. Дерябо.

 

«Рассмотрим такую объективно существующую вещь, как компьютер. Чем он будет являться для различных людей? Для необразованной бабушки — в лучшем случае подставкой для цветов, которую надо протирать от пыли. Для маленького ребенка — игрушкой (всякие там «ходилки», «стрелялки» и т.д.). Для бизнесмена — инструментом создания деловых бумаг. Для программиста — средством написания программ (тех же игр для детей). Но ведь компьютер-то объективно остается тем же самым, ничего в его характеристиках не меняется!

Еще более провокационная ситуация. Существует ли один для всех город Москва? Вряд ли. Есть Москва людей, пользующихся общественным транспортом (многолюдное, разнообразно пахнущее метро, грязные автобусы и т.п.); есть Москва автомобилистов (раздолье ночью и постоянные пробки днем); есть Москва тех, кто ездит в машинах с «мигалками» (говорят, президентский кортеж доезжает от окраины до центра за 15-20 минут — всем прочим нужен час-полтора). Получается, что есть как минимум три фактически разных города, хотя объективно Москва одна.

И дело тут не в «субъективности восприятия»: сколько бы ни старалась бабушка сделать свое восприятие действительности «более адекватным», компьютер в ее жизни все равно останется «подставкой для цветов» (если только она не научится на нем работать, но это уже будет фактически другая бабушка — «бабушка, умеющая пользоваться компьютером»), сколько бы ни менял свое «отношение» ко времени слесарь Владимир Владимирович Тютькин, до Арбата со своей окраины он будет ехать больше часа (если только не станет «другим Владимиром Владимировичем»).

Так существует ли один на всех объективный мир, пресловутое «бытие»? (Почти что «есть ли жизнь на Марсе?»). Как ни парадоксально, но, с точки зрения субъективного подхода, это вообще не имеет значения, поскольку человек живет не в «бытии», а в «мире».

Сразу возникает вопрос: чем же является этот «мир»? Ответ на него дает теория возможностей (Theory of Affordances) Дж. Гибсона (1988): мир, в котором реально живет человек, есть система имеющихся у данного человека возможностей (тех, которые он уже использовал, и тех, которые он упустил; тех, которые у него появились благодаря другим людям, и тех, которые он сам предоставил другим; тех, которые у него есть сейчас, и тех, которые у него еще только возникнут в будущем, и т.д., и т.п.).

В теории Дж. Гибсона возможность определяется как взаимодополнительность свойств субъекта и объекта. Иными словами, если какое-то свойство человека и какое-то свойство объекта являются взаимодополнительными, «подходят» друг другу, то при их встрече возникает возможность. Так, в нашем предыдущем примере свойство бабушки (умение пользоваться тряпкой) и свойство компьютера (наличие металлической коробки) взаимодополнительны — возникает возможность «вытереть пыль с компьютера»; а свойство программиста (владение языками программирования) взаимодополнительно уже другому свойству компьютера (наличию на жестком диске программного обеспечения) — при их встрече возникает другая возможность: возможность «написать программу». А компьютер-то вроде бы один и тот же…

Но что если «возможность» — это просто другой способ описания «объективного мира», и мы зря морочим людям голову? В том-то и дело, что нет. Возможность «написать программу» по своей природе не может считаться объективной, поскольку зависит от субъективных — по определению! — свойств сознания программиста, но она и не субъективна, поскольку зависит от совершенно объективных параметров компьютера, — при этом возможность совершенно реальна».

Вот такая теория. Именно поэтому ситуации нашей жизни, окружающих людей и нашу реакцию на них можно использовать как зеркало. Наши раздражения, обиды, ревность, опасения и т.д. можно рассматривать также в контексте взаимодополнительности наших умений это делать с возможностями мира предоставлять нам такие ситуации. Мир не плох и не хорош, он такой, каким мы его видим. Он такой, каким мы «позволяем» ему быть. Хочется закончить классикой народного творчества: «Нечего на зеркало пенять, коли…»

Вы хоть в чем — то себя узнали? Очищение вам в помощь.

Не оставайтесь наедине со своей проблемой.