Введите текст для поиска

Подписаться на рассылку новостей

ЧУВСТВО ВИНЫ

Автор:
Фото аватара
Светлана Зарецкая
ЧУВСТВО ВИНЫ
ЧУВСТВО ВИНЫ

Чувство вины — странная штука, человек может вовсе его не замечать до тех пор, пока оно как следует не обоснуется внутри его, не откроет свою лавочку и не примется трудиться над его желудком и прочими внутренностями, заодно с совестью.

Элис Хоффман

Данное чувство – одно из фундаментальных в психоаналитической теории. Но прежде чем говорить о структуре, причинах, видах чувства вины и о специфике работы с этим чувством – необходимо разобраться с определениями. Согласно Словарю по психоанализу Лапланша и Понталиса,

«чувство вины может обозначать аффективное состояние после совершения действия, которое субъект считает предосудительным по тем или иным основаниям, или же неясное чувство собственного ничтожества, не связанное с каким-либо конкретным поступком, вызывающим раскаяние субъекта».

Таким образом, фактическая вина и чувство вины – по сути совершенно разные вещи. И довольно часто «чувство вины» не имеет никакого отношения к реальной физической вине в чем-либо. Более того, вина – понятие юридическое, а «чувство вины», как и любое чувство, относится к компетенции психотерапевтов и психоаналитиков, так как идет из области бессознательного.

Вообще это чувство на изначальном уровне помогает животным сохранить свою стаю и границы территории даже в условиях выраженной конкуренции (выживает тот вид, в котором существуют хотя бы минимальные «понятия» и где высокопримативные особи не уничтожают всех своих сородичей). Так что в самом первом приближении чувство вины вроде бы призвано ограничивать в негативном поведении неразумных людей.

Человек по своей «биологической сути» – хищник. Да,  согласно классификациям гомо сапиенс относится не к отряду хищных, а к отряду приматов, но белковая пища составляет значимую часть его рациона. Известно, что как минимум в эпоху голода и глобальных войн многим «человекам разумным» был не чужд каннибализм. Но что было бы, если бы все люди начали друг друга убивать? История человечества закончилась бы еще в каменном веке. Именно поэтому на самой заре цивилизации в структуре человеческого мышления появилась так называемая «цензура» — различные системы табу и запретов, в том числе и на убийство. А в качестве своеобразного наказания за асоциальное поведение на «коллективно-бессознательном» уровне сформировалось чувство вины. Ведь на самом деле человек, удерживаясь от совершения дурных по мнению конкретного общества поступков, боится не столько внешнего суда, сколько, как говорится, «суда собственной совести».

Вероятность возникновения чувства вины связана во многом со спецификой структуры личности. Человека выраженно импульсивного, которому, как говорится, «хоть кол на голове теши» и «плюй в глаза — все божья роса», чувство вины вряд ли в жизни будет волновать: на это влияет еще и формирующееся при выраженной импульсивности «перекошенное чувство справедливости» по принципу «все вокруг плохие, кроме меня, и все виноваты в моих неприятностях, кроме меня». Куда сложнее с чувством вины человеку сензитивному, «сомневающемуся», изначально склонному к тревожности и рефлексиям, особенно в случае общения с социумом по принципу ложной адаптации «лишь бы не ругали».

Классический пример формирования подобного «чувства вины» – басня Крылова «Волк и ягненок»:

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!..»

Иными словами – был бы человек, а вина, которую предполагается на него повесить, всегда найдется. Особенно если у самого человека есть готовность её принять.

Вообще навязывать кому-то чувство вины – ход довольно распространенный.

Во-первых, это нередко перекладывает хотя бы часть забот «с больной головы на здоровую», а во-вторых, открывает широкий простор для манипулирования: позволяет «казнить» или «миловать» . И чаще, разумеется, казнить: например, отнять у человека что-то, ущемить его в каких-то правах, оказать деструктивное давление. При этом человек практически гарантированно не будет возражать и сопротивляться, так как воспримет это давление как «заслуженное наказание».

Еще одна ипостась чувства вины – это ощущения вроде

«Много лет назад в тайге упал метеорит – о, это все из-за меня!»

Такой человек чувствует вину практически всегда: за то, что он завтракает – а где-то дети голодают. За то, что на нем теплый пиджак – а кому-то в это время холодно. Понятно, что в таких самообвинениях практически нет логики, но чувство вины на то и чувство, чтобы продуцироваться бессознательной областью и логике не подчиняться.

С другой стороны –  чтобы обзавестись в своем бессознательном таким чувством, нужно, как вроде бы ни странно, воспринимать себя не такой уж ничтожной личностью. Как минимум — тем человеком, кто имеет право судить и осуждать хотя бы себя самого, и брать на себя миссию хотя бы себе самому выносить приговор.

Еще важно не путать два совершенно разных понятия: чувство вины и чувство ответственности. Различия между ними весьма существенны. Не понимая этих различий, довольно трудно, как минимум, научиться самому (или научить ребенка) нести ответственность за свои поступки и решения, не парализуя себя чувством вины.

Чувство ответственности – это ориентация на будущее, которая опирается на приобретенный опыт.

«Ты сейчас сделал нечто, что принесло неприятные ощущения другим людям: пожалуйста, не делай так больше».

«Ты уже сделал нечто и теперь получи за это как следует со словами «сам виноват», безо всяких объяснений, в чем твоя вина»

– это продуцирование чувства вины, которое заставляет человека застревать в прошлом.

И чем больше логики в пояснениях причинно-следственных связей (даже при наличии конкретного наказания) – тем больше идет ориентация на чувство ответственности, а не на чувство вины. Да, ребенок, особенно маленький, далеко не всегда способен мыслить логически, «по-взрослому».

Но все-таки желательно как можно раньше включать эти причинно-следственные связи, поясняющие, за что ребенка наказывают, почему, и самое главное – что необходимо делать или не делать, чтобы избежать подобной ситуации в последующие разы.

Я часто говорю своим клиентам, испытывающим чувство самообвинения, что

«это не ваша вина, а ваша беда».

Даже психоаналитически вина обращена в прошлое —

«Я согрешил когда-то давно и теперь буду вечно нести за это наказание»,

а беда – в будущее: да, факт «наступления на грабли» произошел и зафиксирован, теперь давайте анализировать, по каким причинам это произошло и самое главное – как избежать повторения подобных эпизодов в будущем. Ориентация на будущее практически всегда стимулирует к продуктивному действию и движению вперед.

Поможет ли человеку, испытывающему чувство вины «умение себя прощать»?

Если опять рассуждать логически — то чтобы простить себя, для начала нужно себя обвинить. И затем пройти всю цепочку:

«Я великий следователь, провел расследование и поймал виноватого

– Я великий судья, доказал вину в своем внутреннем суде и осудил виновного

– Я великий прокурор, назначил виновному наказание».

А затем еще и великий правитель, имеющий право потом осужденного помиловать.

Но учитывая, что обвинителем в самом начале тоже был сам человек – кто мешает ему снова обвинить себя в чем-нибудь, и так и ходить по этой цепочке круг за кругом, не продвигаясь вперед ни на шаг?

Если чувство вины продуцируется кем-то другим – здесь самопрощение обычно не работает даже временно. Потому что обвиняет в этом случае кто-то другой, осуждает кто-то другой, и приговаривает другой, а вы сами вряд ли хоть как-то можете повлиять на этот процесс с позиции эмоций и цензурных «понятий».

А вот с позиции сознания и логики – уже можно: если задуматься, кому и для чего выгодно в отношении вас быть тем самым «великим следователем, судьей, прокурором» и т.п.

Какое понятие по мнению вашего обвинителя вы нарушили или нарушаете до сих пор? И насколько это самое понятие вообще актуально на данный момент?..

Да, нередко эмоции и собственное ощущение «проступка» мешает логическому анализу ситуации: но опять же, на то и сторонний консультант-профессионал, чтобы в подобных случаях помочь вам, преодолевая эмоционально-цензурные преграды, прийти к осознанию ситуации в ее реальной объективной раскладке.

Еще одним крайне плохо работающим средством «избавления от чувства вины» является попытка «загладить/искупить вину». Если кто-то извне навязывает вам чувство вины, используя это чувство в своих интересах – то «загладить» такую вину у вас не получится никогда: это вашему обвинителю банально невыгодно. И если он намерен манипулировать вами и далее – он никогда не даст вам такой возможности.

Поэтому один из основных способов противостоять подобному манипулятивному давлению – вывести вашу «вину» на уровень вашего собственного логического осознания: не морально-«понятийного», не ощущенческого, а именно логически-безэмоционального.

Потому что хоть сто раз назови себя виноватым – нельзя по второму разу переделать уже сделанные в прошлом шаги. И застрять в этом – само по себе деструктивно.

Это мешает действовать далее, сдерживает необходимую активность, а кроме того – позволяет кому-то в условиях той же конкуренции вас обойти и достичь чего-то большего. Особенно чувство вины любят навязывать в выраженно иерархических структурах: когда оно кому-то из ваших конкурентов за место в этой пирамиде или иные блага бывает выгодно.

Если говорить с позиции трансактного анализа Эрика Берна, чувство вины – это оценка с позиции внутреннего Родителя. Причем для вашего потенциального манипулятора это, условно говоря, хорошо, а вот для вашего качества жизни – плохо.

Вообще любой упрек, не говоря уже о глобальном чувстве вины, — это всегда трансакция от Родителя к Ребенку: причем от Родителя строгого, карающего. Этим, собственно, и пользуются обычно в манипулятивных целях.

Поэтому опять упомяну про смещение акцентов с Родительских на Взрослые и про «право на ошибку». Ведь одно дело убежденность

«Я поступил плохо, неправильно, теперь меня можно всю жизнь бичевать и я сам буду этому содействовать»,

и совсем другое —

«Да, я когда-то поступил неграмотно, но теперь я увеличил количество своих знаний и опыта и дальше буду идти по жизни принимать решения с учетом этого самого опыта».

Потенциальные клиенты довольно часто задают мне вопрос –

«Как избавиться от чувства вины».

Возможно, у моих коллег на этот вопрос найдутся свои варианты ответов. Я же обычно предлагаю клиенту для начала задуматься: если ставить задачу «избавиться» от какого-то чувства, то что планируется обрести взамен?

Наши ощущения не возникают на пустом месте: если хотите, все чувства в той или иной степени нужны бессознательному, пусть даже иногда как способы ложной адаптации. Но если в таком случае искусственно отнимать у человека какое-то ощущение – что можно предложить его бессознательному вместо, чем заполнить пустоту, которая на месте изъятого чувства непременно образуется?

Поэтому я скорее содействую клиенту в возможности осмыслить, понять, вывести на уровень осознания те задачи, которые решает в его бессознательном то или иное мешающее ему чувство, и уже осознанно думать, как он может эти задачи решить более конструктивными методами. Чтобы не застревать в прошлом, двигаться вперед, создавая позитивное для него настоящее и будущее.

Индивидуальные сессии с психологом